Воспитание детей        11 февраля 2022        12682         0

Сенсорная интеграция у детей

Некоторым детям не нравится то, что нравится другим — они не хотят играть в футбол, не хотят кататься на велосипеде, боятся лазать по деревьям и горкам. Такое поведение ребенка на протяжении нескольких лет может указывать на проблемы с сенсорной интеграцией. Полная картина реальности создается в детском мозгу под воздействием множества раздражителей, воспринимаемых сразу всеми органами чувств — малыш видит, слышит, ощущает прикосновение, температуру и изменения положения своего тела одновременно.

Информация о зарегистрированных раздражителях встречается в его мозгу. Там после соответствующей «обработки» они объединяются в связное сообщение и вызывают определенное поведение. Например, если маленький мальчик хочет поймать мяч, его мозг быстро сортирует и комбинирует входящие стимулы — ребенок оценивает расстояние и размер мяча, скорость его движения, планирует соответствующее расположение рук, силу, с которой он будет удерживаться, и постоянно контролирует баланс и положение тела.

Более того, он противопоставляет всю ситуацию опыту, накопленному ранее. Этот сложный неврологический процесс, который основан на эффективном взаимодействии органов чувств для обработки стимулов, называется сенсорной интеграцией. Если у маленького ребенка с ней проблемы, ему сложнее функционировать. К счастью, ему можно помочь.

Проблемы взаимодействия чувств

Проблемы сенсорной интеграции у детей могут затрагивать слух, зрение, вкус, обоняние, координацию движения и равновесие (вестибулярная система), а также поверхностное прикосновение и глубокие ощущения (проприоцепция). Однако это не значит, что такие дети имеют проблемы со зрением или слухом. Проблема в том, что их чувства передают искаженную информацию о стимулах, которые они получают.

В результате в мозгу создается искаженная картина реальности. Некоторые вполне обычные раздражители, такие как звук проезжающей машины или прикосновение другого ребенка во время игры, становятся для ребенка подавляющими или, наоборот, незаметными. Неудивительно, что реакция ребенка на это искаженное мировоззрение также кажется неправильным — она отличается от ожидаемой.

Аномальная чувствительность

Дети с расстройствами сенсорной интеграции удивляют либо слишком бурной реакцией на стимулы из окружающей среды, либо почти полным ее отсутствием. Гиперчувствительные младенцы, в зависимости от чувства, затронутого проблемой, затыкают уши в шумных местах, ненавидят неожиданные прикосновения, обнимают себя и избегают тесного физического контакта. Не любят пачкать руки, например, пластилином или мокрым песком. Их беспокоят швы, бирки, грубые ткани. Боятся быстрого передвижения, высоты и потери равновесия. Качание, лазание или вращение для них — источник неприятных ощущений. Как и многие вкусы и запахи, некоторые из них могут даже вызвать у детей рвоту.

Сенсорная-интеграция-у-детей

Пониженная чувствительность

Совсем наоборот происходит у ребенка с пониженной чувствительностью (это называется гипестезией). Он даже ищет сильных ощущений — так он сам себя настраивает. Любит обниматься, может даже очень сильно кусать и сжимать, не понимая, что другим это больно. Специально таранит играющих детей, врезается в стены. Он не обращает внимания на падения и царапины.

Ребенок любит подолгу раскачиваться, кружиться и опускать голову. В репертуаре занятий малыша с гипестезией есть некоторые настоящие причуды: он ходит на цыпочках, разговаривает сам с собой, гладит и щиплет себя, нюхает вещи, не обязательно связанные с едой. Стоит знать, что один и тот же малыш может реагировать на одни раздражители гиперчувствительностью, а на другие — гипестезией.

Подвижность

Мозг должен автоматически планировать последовательность движений для таких действий, как застегивание пуговиц, прием пищи столовыми приборами и подъем по лестнице. У малышей с нарушениями сенсорной интеграции это не так — они ошибаются, путаются ноги, им не хватает плавности движений, они постоянно спотыкаются. Они плохо чувствуют собственное тело и, как следствие, не могут его контролировать.

Связанная с этим ограниченная подвижность — очень типичная черта этой группы детей. С этим связан ряд сложностей: аномальный мышечный тонус, дисбаланс и плохая координация. Дети с нарушениями сенсорной интеграции неловко бегают, не могут ловить мяч и долго учатся ездить на велосипеде. Рисовать или пользоваться ножницами — настоящее испытание для них.

Как и участие в командных подвижных играх. Часто им не нравится организованная физическая активность, что не исключает их подвижности в совершенно «неспортивных» ситуациях. Обычно это дети, которые «не могут сидеть на месте», постоянно крутятся, бегают вместо ходьбы. Поэтому их часто считают гиперактивными, хотя это не обязательно так.

Трудности поведения

Все малыши иногда злятся, но у детей с расстройствами сенсорной интеграции чаще возникают приступы гнева и они более интенсивны. Есть много причин для этого. Во-первых, нормальное количество стимулов (приемлемое для здорового ребенка) может быть невыносимым для ребенка с нарушенной сенсорной интеграцией. В хаосе переживаний, которые он не может правильно интерпретировать, он чувствует себя потерянным.

Его нервная система перегружена. Малыш защищает себя плачем, вспышками гнева или замкнутостью — например, он скрывает или полностью отключает свое внимание. Еще одна проблема детей с нарушенной сенсорной интеграцией — трудности с принятием решений и принятием изменений. Поэтому им трудно завершить приятные занятия, например, купаться в бассейне.

Сложные отношения

Другой причиной трудного поведения является чувство разочарования и заниженная самооценка. Когда у ребенка постоянно что-то не получается — он некрасиво пишет и рисует, или, несмотря на попытки, он все равно не может кататься на велосипеде или играть в футбол, его раздражение может перерасти в истерику или превратиться в депрессию.
Чем старше малыш, тем отчетливее он ощущает свою «инаковость». Он видит собственную двигательную беспомощность — он чувствует себя хуже своих способных сверстников.

В группе он часто существует как «пустое место». Трудно быть ангелом с этим ярлыком. Ребенок становится агрессивным или очень застенчивым. У него появляются проблемы в социальных отношениях. Тем более что ребенок с нарушенной обработкой стимулов часто не понимает определенных ситуаций, поэтому он не может вести себя соответственно ожиданиям общества.

Диагностика

Если у ребенка подозревается нарушение сенсорной интеграции, обязательно следует посетить специалиста, который поставит правильный диагноз. Важно, чтобы проблемы ребенка оценивал компетентный человек — в данном случае сертифицированный терапевт, потому что легко ошибиться в диагнозе. Отдельные проблемы с двигательным развитием или поведением ребенка не являются синонимом расстройств сенсорной интеграции.

Некоторые симптомы могут быть связаны с временными возрастными трудностями (например, двухлетний бунт) или с другими проблемами, которые необходимо решить психологу, психиатру или неврологу. В рамках диагностики сенсорной интеграции терапевт проведет подробное исследование реакции ребенка на сенсорную стимуляцию в соответствии со стандартизированными тестами, диагностирует тип расстройства и разработает индивидуальный план терапии. О возможности постановки такого диагноза стоит узнать в ближайшем психолого-педагогическом центре (Гппц).

Сенсорно-интегративная терапия

Сенсорно-интегративная терапия — это не обучение навыкам, которые ребенок не освоил, а стимулирование соответствующих чувств. Например, если малыш не может застегивать пуговицы, это означает, что у его мозга есть проблемы с планированием движения и дифференцировкой прикосновений, что, в свою очередь, может указывать на нарушение функционирования поверхностных ощущений и чувств, ответственных за правильный прием сигналов от мышц и суставов.

Чтобы ребенок более эффективно застегивал пуговицы, он должен сначала начать лучше чувствовать свое тело и различать тактильные раздражители. При сенсорной гиперчувствительности стимуляция начинается с самых мягких раздражителей, а затем их интенсивность постепенно увеличивается до тех пор, пока мозг ребенка не воспринимает стимулы на оптимальном уровне, то есть не слишком сильно и не слишком слабо.

Занятия

Дети обычно любят сенсорно-интегративную терапию, потому что тренажерные залы выглядят как хорошо оборудованные игровые площадки. Там можно найти красочные лестницы, стены для скалолазания, огромные мячи, различные качели, балансировочные доски, лечебные скейтборды и батуты. Но эта терапия — больше, чем просто развлечение. Ее нельзя заменить движением на обычной детской площадке. Терапевт сознательно выбирает подходящие сенсорные и моторные стимуляции.

Благодаря этому нервная система молодого пациента все лучше и лучше интерпретирует раздражители, его мозг учится планировать движения и управлять телом. В результате также улучшаются координация и чувство равновесия. И хотя не получится исправить тяжелые расстройства сенсорной интеграции, правильно проведенная терапия уменьшает проблемы ребенка, его нервная система действительно начинает лучше функционировать.

Помощь родителей

Игра или упражнения с родителями не заменят терапию под наблюдением опытного врача, но они могут помочь. Например, если у ребенка снижена тактильная чувствительность — будет полезно крепко обнять его, сделать массаж, кататься по ковру, ходить босиком, дотрагиваться до рук (или всего тела) малыша различными текстурами (перо, мех, грубая шерсть, шелк и др.), плавание, распознавание мелких предметов, спрятанных в сумке, на ощупь.

Если ребенок ищет ощущений, связанных с чувством положения своего тела в пространстве, точностью и плавностью движений — следует почаще посещать с ребенком детскую площадку, установить дома качели, шведскую стенку, батут, купить большой мяч (фитбол — он может заменить ребенку стул). Ребенок также должен много бегать, прыгать, карабкаться, ходить по бордюрам и по натянутой на полу веревке.

Стоит знать

Если возникло подозрение на проблемы сенсорной обработки, стоит как можно скорее обратиться к терапевту, занимающемуся младенцами и маленькими детьми. Расстройства сенсорной интеграции не означают пониженный IQ ребенка, напротив — сенсорные проблемы часто диагностируются у детей с высоким IQ. Терапия нарушений сенсорной интеграции наиболее эффективна, когда ее начинают как можно раньше, прежде чем проблемы усугубляются. Однако применение терапии к ребенку школьного возраста (или даже старше) также имеет смысл. Важно очень осторожно проводить диагностику.

СДВГ у ребёнка

У ребенка не обязательно может присутствовать СДВГ, если:
— ребенок бегает вместо ходьбы. Вероятно, у него нарушение интеграции баланса и проприоцептивных чувств, поэтому у него большее ощущение нижней части тела. Бег веселее, чем ходьба.
— вместо игры в песочнице ходит по бордюрам. Таким образом он стимулирует свой вестибулярный аппарат — видимо, ему нужны эквивалентные ощущения.
— не может сконцентрироваться. В такой ситуации ребенка может отвлекать гудение или, например, звуки машины из-за окна или лай собаки(гиперчувствительность слуха) или его беспокоит слишком много зрительных стимулов, неудобная одежда или грубый ярлык (гиперчувствительность к прикосновению).
— легко впадает в гнев. Вероятно, ребенок переполнен чрезмерными раздражителями или раздражен собственной неспособностью выполнять различные действия (возможно, из-за плохой координации или нарушения равновесия).

Аутизм (синдром Аспергера)

У ребенка не обязательно может присутствовать аутизм (или синдром Аспергера), когда:
— ребенок постоянно играет в одну и ту же игру. Возможно, в данной ситуации нарушена работа одного из органов чувств, и малышу требуется сильная стимуляция этого чувства, поэтому он снова и снова выбирает одни и те же стимулы, связанные с определенной игрой.
— ребенок избегает смотреть в глаза. Возможно, это результат повышенной чувствительности к визуальным раздражителям.
— он не любит объятий. Это может быть следствием повышенной чувствительности к прикосновениям — принимает только те прикосновения, которые он делает самостоятельно, или которых он ожидает.
— он говорит сам с собой, повторяет некоторые звуки. Это может быть результатом гипестезии слуха, ребенок, таким образом, обеспечивает себя слуховыми стимулами, которые ему нужны для стимуляции нарушенного чувства, или, наоборот, он чрезмерно чувствителен и поэтому пытается изолировать себя от звуков.
— ребенок ходит кругами, раскачивается, вращается на месте. Таким образом он может искать сильную стимуляцию вестибулярной системы.

Видео о сенсорной интеграции у детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *